Как туго затянулся этот кровавый узел из страданий и ненависти, фанатизма и амбиций, наивных иллюзий и циничного бизнеса. Развязывать его — вымолвить такое страшно, не то что осуществить. Но без этой высокосложной, настойчивой, филигранной политической работы мира и покоя в этом стратегически важном регионе не будет. Поэтому хотелось бы привлечь интеллектуальные ресурсы Каспаров.Ru к обсуждению этой сложной темы. Перед тем как приступить к определению трансформационных возможностей, необходимо разобраться с ситуацией.
Начнем с Палестины. Страна разделена не только географически, но и политически. В Рамалле власть принадлежит ФАТХу, а в Газе ХАМАС (пока). Между этими организациями существует непримиримая вражда. При этом ФАТХ отказался от террористических акций и более склонен к сотрудничеству. Отсюда возникает необходимость ликвидации именно ХАМАС не только физически, но и организационно и политически. Процесс уже идет, но добиться успеха непросто, так как ХАМАС создал разветвленную систему в Газе, имеет прочные связи в Египте, Иране и поддержку со стороны некоторых стран Залива. Израиль несет потери в войне с ХАМАС, но иного выхода нет.
Однако передача власти ФАТХу после ликвидации ХАМАС нежелательна, так как эта организация уже доказала свою исключительную коррумпированность и социально-экономическую неэффективность. Значит, Израиль и цивилизованное мировое сообщество должны не только разработать комплексную программу социально-политического и экономического переустройства Палестины, но и подготовить политическую силу, способную реализовать этот цивилизационный прорыв. Где же найти таких людей и как объединить их в эффективную организацию? Начать необходимо с инициативной группы, составленной из здравомыслящих палестинцев. Таковые имеются в диаспоре и в автономии.
Чтобы процесс пошел, необходима деликатная работа опытных посредников. Очень важно достичь взаимопонимания и доверия на персональном уровне. Речь не идет о том, как кого обмануть — нужно решить проблему. Особенно сложными для согласования могут оказаться вопросы цивилизационного ориентирования будущей страны и территориальные споры с Израилем. Впереди несомненно долгий и болезненный процесс переговоров и компромиссов, но его нужно начинать как можно быстрее, чтобы показать сторонам "свет в конце тоннеля".
На "северном фронте" все еще сложнее. Ибо на территории Ливана проживают общины, образно говоря глядящие в совершенно разные стороны. Политическая реальность такова, что в этой относительно небольшой стране сосуществуют несколько недружественных (часто враждебных) анклавов. Причем, как показал опыт внутриполитической борьбы и гражданских войн, религиозные мотивы не играют принципиально важного значения. В Ливане понятия союзник и враг так часто менялись, что можно говорить скорее о наличии более-менее устойчивых социально-политических общин (СПО) определяющих политическую карту страны. Одна из таких СПО, Хезболла, контролирует южную часть Ливана (пока), имеет свое правительство, армию и открыто проводит внешнюю политику, прямо противоположную официальной.
Возникает научный вопрос: уместно ли определить Ливан как "сегментированное государство"? Получается, что можно. Самое худшее то, что многие граждане Ливана почти смирились с таким положением дел. В стране царит уныние и растерянность. Интересно, что немало ливанцев связывают свои надежды с победой Украины и Коалиции над рашистской империей. Справедливо полагая, что это приведет к ликвидации режима Асада и устранению одного из внешних центров, провоцирующих внутреннюю нестабильность.
Ожидается также, что следующей падет шиитская империя — другой влиятельный источник ливанских внутриполитических проблем. Предполагается также, что в таком случае будет легче нейтрализовать разрушительное воздействие неких богатых спонсоров из стран Залива, поддерживающих различные радикальные СПО.
Такие надежды имеют весомые основания, но без правильной и настойчивой политической работы самих граждан Ливана страну не восстановить. А ведь когда-то Ливан процветал. Вот бы и объединить людей вокруг этой общей цели, запустив ряд неполитических проектов. Например, инициировать разработку и реализацию национальной программы восстановления Бейрута. Кроме того, возможно создание национального инновационного хаба. Такие проекты могли бы собрать вместе здравомыслящих представителей диаспоры и разных СПО, помогли бы наработать социальный капитал творческого взаимодействия.
Возможны проекты и иного рода. Война Израиля против Хезболлы открывает перспективы поставить Ливан в центр мировой политической повестки дня и, опираясь на общие интересы, использовать ресурсы влиятельных и сильных союзников, чтобы практически приступить к наведению государственного порядка в стране, для начала избавившись от раковой опухоли проиранского террористического "государства". Да, в процессе ликвидации Хезболлы возможны осложнения, но вероятные политические перспективы с лихвой перекрывают издержки.
Однако пока не вижу я в ливанских гражданах социальной энергии, необходимой для коренного изменения политической реальности в стране. При таких обстоятельствах особую роль играет наличие инициативной группы, достаточно организованной и влиятельной, чтобы начать процесс выхода из политического омута. Выжидать, затягивать процесс опасно. Люди привыкают жить в разных, независимых социально-политических общностях, более того, весьма быстро и существенно меняется религиозно-этнический состав населения страны. Однажды все это может сработать против Ливана.
В таких условиях необходимость формирования инициативной группы очевидна. Подходящие люди есть в ливанской маронитской и суннитской диаспоре и на местах. Дело за посредниками, компетентными специалистами-политологами, чтобы процесс пошел. Охать-ахать и ругаться можно сколько угодно долго, но, чтобы решить проблему, нужна конкретная 24/7 политическая работа и реальное движение в правильном направлении. Коалиция цивилизованных стран сейчас особенно заинтересована в эффективном решении ближневосточной проблемы.