Речь идет, конечно, о бангладешских студентах, ставших основной движущей силой очередной революции. Как будто бы ничего особенного, такое было уже много раз: коррумпированное правительство, авторитарный режим, социально-экономические проблемы. Но особенности все же есть.
На ход революции повлияли следующие факторы: экономический бум, развитие преимущественно ненаукоемких отраслей, сопровождавшееся ростом числа рабочих мест средней и низкой квалификации, опережающий быстрый рост населения, увеличение числа студентов, не могущих найти работу соответствующего уровня, отсюда такая конкуренция за места в госсекторе (прости господи, опять Канада на языке вертится, не к добру такие аналогии, полиберальничали господа Трюдо — долго будем расхлебывать).
Безусловно, это еще только начало и нельзя не учитывать роль армии и других оппозиционных сил. Впереди нелегкий процесс переговоров, компромиссов и конфликтов. Но у страны появился шанс подправить систему и двигаться в нужном направлении, решая не только политические проблемы, но и серьезные естественные трудности: население неудержимо рвется к 180-миллионной отметке, что при относительно небольшой и бедной ресурсами территории, к тому же расположенной в устье Ганга, уже само по себе проблема. Тут необходимы особые меры по стимулированию интенсивного пути развития, что предполагает построение демократического, инновационного общества.
В целом Южная Азия является очень интересной для политического анализа ввиду большого потенциала для развития и наличия острейших внутренних социально-экономических и политических противоречий. Этот регион можно считать третьим, после Восточной Европы и Ближнего Востока, в смысле повышенных политических рисков и перспектив грядущих политических трансформаций.
Положение усугубляется посторонним вмешательством, подогреваемым геополитическим соперничеством Бхарата и Китая. Пока Индия одерживает важные стратегические победы в экономическом развитии и в международном перераспределении инвестиций. Налицо и некоторые тактические успехи. Не так давно сплоченная когорта голосистых индийских военных (по виду сикхов) отлупила палками небольшое подразделение молчаливых, но стойких китайских служивых, заставив их ретироваться с "исконного" пригорка. Дело было в горах, где "исконные земли" так перепутались, что трудно разобраться, где чей булыжник.
И все же Китай не сдается. Он прочно подружился с Пакистаном, давним врагом великого Бхарата, пробрался на Мальдивы, не унимается на Шри-Ланке, а тут еще революция в Бангладеш. Сбежавшая диктаторша (папе повезло меньше) была определенно проиндийской дамой пенсионного возраста. Как оно теперь будет? Кстати, Китай активно работает и в Индокитае, продвигая свои интересы через социально значимые экономические проекты.
Одним словом, борьба разгорается, и новому правительству не позавидуешь. Пожелаем же молодым гражданам молодой страны не затеряться в этом геополитическом лабиринте, не угодить в "иранский тупик" и разобраться со своими проблемами, учитывая реалии 21-го века. Это будет непросто, ибо страсти кипят нешуточные и велика опасность принятия незамысловатых решений, заводящих со временем в политические дебри.