В то время как внутриполитические последствия неудавшегося военного переворота для Путина еще только впереди, внешнеполитические, похоже, уже наступают. Крайне пространный китайский мирный план, опубликованный еще в феврале, начинает приобретать более четкие очертания. Его размытые формулировки позволяли вертеть им в любую сторону в зависимости от результатов на поле боя: тот же пункт об уважении территориальной целостности мог подразумевать как обновленную российскую конституцию, так и территорию Украины в границах 1991 г.

Беспрепятственный проход по России колонны ЧВК наглядно продемонстрировал всем мировым игрокам слабость власти Путина. В том же Китае прекрасно осознают риски дальнейшего усугубления политической нестабильности в России, а значит и риски потери контроля над ее ядерным оружием. Опасение, что Россия может в любой момент свалиться в хаос, может существенно повлиять на "нейтральную" позицию стран Глобального Юга. На этом фоне неудивительны новости о тайных переговорах Запада с ключевыми странами Глобального Юга, чтобы убедить их в безальтернативности украинской формулы мира.

Для Украины сейчас становится жизненно важным вопрос успеха контрнаступления: освобождение Херсонской и Запорожской областей неминуемо сохранит за Украиной полномасштабную западную военную поддержку и будет означать, что Украине в любом случае удастся рано или поздно вернуть полный контроль над всей своей международно признанной территорией.

Сохранение Глобальным Югом нейтралитета, в случае успеха ВСУ, станет для него крайне невыгодным, т.к. с одной стороны приведет к его отстранению от процессов формирования нового баланса международной безопасности в мире, а с другой – лишь к бессмысленному затягиванию военный действий и, как следствие, нарастанию негативных экономических последствий прежде всего для них самих. Успех контрнаступления, в результате, позволит существенно усилить международную поддержку украинского мирного плана со стороны стран Глобального Юга.

И на Западе это прекрасно осознают: несмотря на распространявшуюся западными СМИ информацию, что у Украины есть всего один шанс на успех, мы видим сохранение объемов военной поддержки Украины, несмотря на возникшие в ходе контрнаступления затруднения: так, объем обещанных США Украине БМП Bradley после начала наступления уже приближается к половине от ранее поставленного количества.

Таким образом, Россия уже в скором времени может оказаться под практически единодушным давлением мирового сообщества, которое будет требовать от нее полностью освободить территорию Украины. Как результат, Россия из ключевого субъекта мировой политики может превратиться в ее объект, в котором именно внешние игроки будут определять ее дальнейшую судьбу.

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены