Решение "семерки" о механизме предельных цен на российскую нефть — это те самые жернова, которые мелят медленно, но неотвратимо. В общем-то, это в очень значительной степени следствие авантюризма высшего российского руководства. Цинизм большой политики всегда заключался в том, что любые принципы можно отложить в сторону, если цена их соблюдения выше цены закрытых на их нарушение глаз. Проще говоря — победителей судят очень редко. Если бы (это совершенно гипотетически и абсолютно нереально, но если бы) Кремль сумел бы провести блиц-операцию на Украине и добился результата в приемлемые сроки (скажем, неделю или дней десять), то, безусловно, санкции он бы все равно получил, но точно не в нынешних размерах. Запад бы принял результат и исходил из него, так как ломать сложившуюся устойчивую систему — это всегда невероятно затратное мероприятие с весьма неочевидным результатом.

Но шансов на блиц-криг не было — просто по объективным показателям, а умелое руководство войсками перевело эти шансы в отрицательную зону. События перешли в фазу затяжного конфликта, и это совсем другая история. Запад получил время на осмысление ситуации, на выработку стратегии, сформировал проект — и приступил к планомерному его воплощению.

Видимая часть этой стратегии налицо: США и НАТО намерены затягивать конфликт как можно дольше, истощая Россию и обнуляя ее военный и промышленный потенциал. На мой взгляд (и я об этом уже писал), у такой стратегии есть (или по крайней мере должна быть) совершенно четкая и рациональная цель, к чему, в общем-то, Запад и идет: это изъятие ядерного оружия у России. Либо передача его под контроль какой-нибудь международной структуре, что в общем-то, то же самое. Задача непростая, у нее есть свои риски, но в складывающихся обстоятельствах вполне решаемая. И её решение раскрывает перед Западом обширное пространство будущих решений, так что овчинка явно стоит выделки. В крайнем случае всегда можно притормозить и удовольствоваться менее амбициозными планами. Истощение России и вывод ее из игры на несколько десятилетий — еще более посильная задача-минимум, к которой нужно только приложить некоторые усилия.

Война на поле боя в затяжном конфликте всегда переходит в соревнование экономических систем и возможностей. Нынешний конфликт не исключение. Экономика России, и без того разрушенная кремлевскими, высосанная ими досуха, сегодня через уход ведущих мировых корпораций подрывается дополнительно огромным валом проблем, которые возникают во всех местах сразу. Это как плотина, в которой бетон, и так держащийся на честном слове, в котором при строительстве украли две трети цемента, стремительно покрывается сетью трещин. Затыкать и замазывать каждую просто бессмысленно: они возникают и растут всё равно быстрее. Теперь вопрос — где и когда прорвет окончательно.

Рассматривать любые меры Запада и любые санкции в рамках идущей экономической войны стоит именно с этой точки зрения — они увеличивают число трещин, углубляют имеющиеся и главная системная задача — не дать Кремлю "соскочить", не дать ему времени на передышку, не позволить хоть как-то стабилизировать ситуацию. Поэтому и идут "пакет" за "пакетом", на которые уже просто не успевают реагировать. Что и требуется, весь смысл: создать обстановку обреченности, психологически сломать, внушить мысль, что нет ни единого шанса.

В общем-то, шансов и так нет, конечно. Ну не могут люди, не умеющие ни во что, кроме воровства, соревноваться в чем-то созидательном. Они и слова-то такого не знают. Когда великий вождь, тряся ножками перед школьниками, несёт что-то про резиновые жопы, то можно только догадываться, какой уровень маразма там наверху. А внизу-то ведь еще хуже: в таких системах нижестоящие всегда тупее начальства, их так подбирают...

Поэтому обсуждать с практической точки зрения новый пакет санкций и новый удар по российской экономике, наверное, можно. Но нужно понимать главное: пока будет создаваться хоть какая-то, криво-косо сляпанная система мер противодействия, Запад успеет ввести еще несколько таких пакетов. Задача — загрузить Кремль проблемами, выходящими за уровень его способности на них реагировать.

У нас пропаганда захлебывается в криках, что тупые европейцы (американцы и кто там еще) сами себе стреляют в ногу. Это совершенно неправильное понимание происходящего. Запад вполне сознательно идет на ухудшение собственного положения в расчете на достаточно быстрый крах Кремля (быстрый — хотя и немного условное понятие, но счет явно идет уже на месяцы, максимум — на год-полтора), после чего Запад будет возвращать своё, причем с лихвой.

В эту стратегию четко вписывается классический двухстадийный сценарий медленного, но системного и всеобъемлющего ослабления противника, его психологическое обессиливание, после чего следует резкий и масштабный кризис в темпах, заведомо превышающих возможности противника на них реагировать, нанесение поражения и выдвижение ультиматума с требованием капитуляции. И условия капитуляции, естественно, будут содержать возмещение понесенных Западом потерь на ведение войны. Репарации, говоря проще. Какой вид будет у этих репараций, сейчас несущественно, но ребята явно за спасибо и за идею не работают.

Поэтому удар по нефтяной отрасли через контроль над ценами и санкции в адрес всех транспортных компаний, рискнувших транспортировать российскую нефть по ценам выше установленных, не является самодостаточным. Это не единичный, а системный фактор общей стратегии, и рассматривать его можно (и нужно) только в рамках всего замысла. В чем, в общем-то, и ошибка Кремля, который судорожно реагирует на каждый конкретный удар, даже не пытаясь выработать общую систему мер противодействия. Точнее, он пытается хотя бы обозначить попытку ее создания, но все время мельчит и упускает за разменом главное. Удивляться нечему: интеллектуальный уровень кремлевских вопиюще низкий. Они сохраняют загадочность, но как только открывают рот — хоть святых выноси. "Резиновая жопа" - прекрасная иллюстрация этого уровня, и я в данном случае совершенно не злословлю и не цепляюсь к словам.

Если бы Кремль был бы хоть капельку более адекватным, то, конечно, никакого ультиматума НАТО про "границы 1997 года" никто бы не выдвигал, никто бы не брал Киев за три дня, и вообще — сидели бы ребята, спокойно качали нефть-газ, держали бы свои общаки по разным ухоронкам, в общем, вели бы себя, как обычные голубые воришки, каковыми они всегда и были. Что там им ударило в голову по вопросу величия и собственной значимости — это вопрос к профильным специалистам, но теперь это уже даже неинтересно. Теперь события приобрели вид коридора в один конец. А коридоры, как пел Высоцкий, всегда кончаются стенкой. И этого они уже изменить не в состоянии.

Мюрид Эль

telegra.ph

! Орфография и стилистика автора сохранены