Петр Щедровицкий пишет мне в личку, что цитировавшийся мною Тимофей Сергейцев, – автор тестового (проверка общества на пробиваемость) текста про "зачистку Украины" на сайте РИА "Новости", – никогда не был ни учеником его отца, ни учеником Зиновьева (что пишут о нем в паблике), зато почти 15 лет с конца 90-х проработал в Украине. О, это многое объясняет. Я помню это время, когда Украина стала Клондайком для российских политтехнологов и методологов-самозванцев.
В России тогда наблюдалось перепроизводство всякого рода "консультантов" по выборам, черному пиару и прочим оккультным дисциплинам. Конкуренция была жесткой, и имевшихся 80-ти с гаком российских регионов на всех не хватало. Неудачники жадно шарили по сусекам в поисках заказчиков и не брезговали наведываться в ближнее зарубежье. Совершенно неожиданно Украина, где-то со времен Кучмы, приобрела славу постсоветского Арбатова для новоявленных Бендеров (не путать с Бандерами). Собственно сама Москва в то время была Меккой для американских "Бендеров" (типа "чикагских мальчиков"), так что все логично и строго по закону выпихивания избыточной энергии наружу.
В это же время в конце 90-х в Киеве установилась мода на русских политтехнологов. Они были для авторитетных политиков дорогим атрибутом, наряду с массивными кольцами на пальцах и голдой на шее. Русский политтехнолог был так же моден тогда в Киеве, как французский гувернер в аристократических семьях Петербурга в начале XIX века. В массе своей амбициозные, плохо образованные, но с колоссальным апломбом, они роем вились в свитах новоиспеченных нардепов, олигархов и министров. У тех, кто побогаче, было по нескольку штук, кто победнее – обходились одним. Они надували щеки, растопыривали пальцы, заговаривали зубы, одним словом – занимались политическим цыганством.
Своих заказчиков политические гастарбайтеры в большинстве случаев презирали и одновременно чувствовали с ними внутреннее сродств, что, возможно, и стало одним из источников мифа о едином народе. Все это ООО "Рога и копыта", однако, обанкротилось вместе со вторым Майданом (хотя уже и первый сильно побил их ряды). Они потянулись обратно в Россию в обозе отступающей армии Януковича и, казалось, сгинули там навсегда, растворившись в политическом небытии. Ан нет – оказывается, не пропали курилки, живы и даже наели снова себе вполне сытые физии. Они стали базовым ресурсом для кремлевской экспертизы в вопросах Украины, чуть ли не обладателями сакрального знания о ней – как же, они видели процесс изнутри. С таким же успехом кишечная палочка могла бы нарисовать парадный портрет своего хозяина.
Похоже, именно эти прохиндеи являются сегодня драйверами нового политического курса Кремля. Прав-то был Ленин, что нет больших русских шовинистов, чем из числа инородцев и перебежчиков. Теперь вернувшиеся с отхожих промыслов отставные политтехнологи окучивают вместо украинских "папиков" великорусских "отцов нации" (думаю, не меньше их сейчас и в Минске). Если моя догадка верна, и вот это вот и есть реальная основа экспертизы Путина по Украине, то путинскую политику в этом направлении ждет не просто провал, а оглушительное фиаско.
! Орфография и стилистика автора сохранены