О логике и целеполагании массового террора: почему, ЗАЧЕМ, с какой целью тратилось столько усилий и средств на государственное истребление колоссальной части населения в ХХ веке?

Катастрофы ХХ века оказались возможны из-за опасного переплетения биологического и социального в сознании и тогдашней науке.

В конце 19 - начале 20 века к философским конструктам "идеального тоталитаризма" Платона и Руссо добавилась биология - теория происхождения видов Дарвина, теория Ломброзо, "Опыт о неравенстве человеческих рас" Гобино, увлечение евгеникой (Бернард Шоу был большим поклонником) подготовили гремучую смесь политики и биологии, которая "рванула" в России 1917-1953-го и в Германии 1933-го-1945-го.

О чем часто забывают, коммунизм был грандиозным социо-БИОЛОГИЧЕСКИМ экспериментом выведения новой породы людей, да этого и не скрывали. СССР и лагеря играли роль социо-био лабораторий.

Национал-социализм ОТБИРАЛ себе идеальных особей из ГОТОВЫХ, исходя из внешних признаков.

Коммунисты "не ждали милостей от природы" и таких особей пытались СДЕЛАТЬ (евгеника не зря была так популярна тогда, Булгаков прав), ПОЛУЧИТЬ "лабораторным" путем, используя мощную "триаду" психо-идеологической лоботомии: страх, голод, рабский труд.

Если смотреть с этой позиции, все массовые репрессии и геноцид не были бессмысленным истреблением (по их логике), а носили целенаправленный характер: оставался только такой "материал", с которым можно было "работать".

Ленин это хорошо понимал, поэтому начал с отправки "философских пароходов" с самыми "безнадежными" и опасными, а все 30-е отмечены целенаправленными чистками. Внешние признаки особей для коммунистов значения не имели. Это отличает нацизм от коммунизма и затрудняло задачу последнего. По внешним признакам отобрать легко, по внутренним - гораздо труднее. Использовался принцип социального происхождения как базовый, но создатели государства, большинство из которых вышло отнюдь не из пролетариев, понимали его ограниченность. И

з-за рвения исполнителей на местах под каток попадали и люди с "потенциалом", но тут придерживались

1) спускаемых сверху планов по "отбраковке";

2) перестраховки: лучше перебдеть, чем недобдеть.

Роднит коммунизм и национал-социализм то, что отбракованные и безнадежные для переделки уничтожались. Необязательно опасные режиму, просто отбракованные и "бесперспективные", как, например, Осип Мандельштам, который был бы обречен в обеих системах...

В 80-е годы было объявлено, что "создана новая общность людей - советский народ" и "человек нового типа".

В целом, эксперимент почти удался, однако "экспериментаторов" не могло не удивлять: отбракованные и безнадежные, по ряду причин не поддающиеся психо-идеологической лоботомии, все равно воспроизводились, хотя и в крайне незначительных количествах.
Всех - не смогли даже самые "эффективные менеджеры"...

Карина Кокрэлл-Фере

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены