Примечание. Этот пост надиктован.
18 сентября 2008 года, ровно пять лет тому назад, я написал в этом ЖЖ пост под названием "Конструктив":
Уже давно очень хочется что—то менять вокруг. Но всегда было непонятно — как? Несколько месяцев в Голландии убедили меня в том, как много может грамотно организованное местное самоуправление. Здесь на откуп муниципальным властям отдается огромное количество вопросов, и они их решают, черт возьми, очень эффективно решают.
Поэтому, чтобы не ныть и не пустобрехствовать, я решил попробовать поучаствовать в выборах в Екатеринбургскую городскую думу весной 2009 года — и стать депутатом. Есть ощущение, что при должном финансировании избирательной кампании, должном уровне самоотдачи и правильно сделанных стартовых шагах, эта задача выглядит решаемой. (Кстати, спасибо за идею Диме Лоевскому). ...
Мне было 27 лет, я ничего не понимал в российской политике, и мое решение было, в общем-то, случайным. У меня за плечами был, однако, немалый управленческий опыт в одной из крупнейших ИТ-компаний России, а моим главным оружием был здравый смысл.
* * *
В понедельник я провел итоговую встречу с помощниками, с которыми проработал все 4,5 года срока моих депутатских полномочий, с 1 марта 2009 года по 8 сентября 2013 года. Таким образом была поставлена жирная точка и в этой депутатской истории, и, видимо, в моем участии в политической жизни Екатеринбурга в целом.
Посидели, вспомнили, как и с чего все начиналось, как продолжалось, что было сделано.
На самом деле, все вспоминается очень легко, поскольку подробно задокументировано на страницах моего ЖЖ — достаточно посмотреть посты по тегу ЕГД. В первые месяцы я очень подробно писал обо всех заседаниях Гордумы и комиссий, а потом начали появляться некоторые яркие, сквозные темы, которым уделялось особое внимание и которые, иногда разворачивались на протяжении года и более. Инвестпрограмма Водоканала, дело о воровстве при строительстве садиков, госзакупки Управления культуры ("Старый Новый Год у главы Екатеринбурга"), история с незаконными парковками, митинг на площади Труда, комитет "Право выбора", расследование деятельности компаний "Аргус" и "Форатек"....
Постепенно — к 2011 году — я стал писать о заседаниях меньше, и этому есть понятное объяснение – в Гордуме сложилась вполне понятная конфигурация, и в ситуации, когда 31 из 35 депутатов представляют депутатскую группу "Единая Россия", остается очень мало пространства для политических маневров. Была всего пара эпизодов, когда мне как депутату удалось сделать что-то интересное и значимое именно в рамках работы Думы и комиссий (больше всего вспоминаются, наверное, история с "отрицательным трансфертом" из городского бюджета, тема с льготой по земельному налогу для застройщиков "Академического" и история с реестром муниципальных информационных систем).
В то же время собственно депутатской работы становилось не меньше, а даже больше – как раз к середине срока нам удалось отстроить полностью эффективную структуру работы депутатской приемной.
Вот как это выглядело: приемная была открыта каждый день со вторника по пятницу, и 2 помощницы (Наталья Зырянова и Антонина Федоровна Олешко) вели постоянный прием граждан. Таким образом мы разбирали 90-95% типовых обращений — довольно быстро мы наработали статистику и набор алгоритмов по всем наиболее часто встречающимся ситуациям.
Нетипичные обращения попадали на разбор к нашему юристу Александру Помазуеву, который вел прием по понедельникам по предварительной записи — это гарантировало то, что он занимался действительно серьезными случаями. Дмитрий Лоевский отвечал за все взаимодействие приемной со всеми государственными органами: переписка, документооборот, участие в работе комиссий и т.д. Дмитрий Базанов организовывал и руководил работой приемной, а также разбирал наиболее важные обращения граждан вместе со мной.
Вот здесь есть детальная статистика по обращениям граждан, включая и все исходные данные.
Что касается меня, то сначала я вел депутатский прием два раза в неделю, потом раз в неделю, а в конечном итоге перешел на формат приема по записи, который оказался наиболее эффективным, так как позволял уделять внимание только самым нетипичным и серьезным делам. В частности, это история про снос незаконно построенных домов в поселке Совхозный, про селекционную станцию, ТСЖ на Тверитина, 34 и некоторые другие. Благодаря хорошо налаженной работе приемной все эти проблемные случаи попадали ко мне уже с полностью собранными комплектами документов, что позволяло разбираться в них быстро и эффективно.
Я искренне считаю, что в концу срока нам удалось выстроить идеально отлаженную структуру депутатской приемной и в управленческом, и в организационном плане. Другое дело, что эта структура требовала постоянной работы пяти человек, двое из которых работали на полный рабочий день (трое остальных — по совместительству), и ее финансирование выходило далеко за рамки тех 50 тыс. рублей в месяц, которые Городская Дума выделяет депутату на содержание аппарата помощников.
Я рассказываю об этом там много и так подробно потому, что очень жалко терять весь наработанный опыт. Сейчас у нас есть база данных, состоящая примерно из 2 тысяч обработанных обращений и несколько десятков алгоритмов для обработки типовых ситуаций, начиная от пресловутой незаконной парковки и заканчивая проблемами в сфере ЖКХ. Все эти алгоритмы хорошо отработаны и могут быть использованы в работе любой другой депутатской приемной. Я обратился к коллегам — Константину Киселеву и Дмитрию Головину, которые избраны в новый состав Городской думы по спискам партии "Гражданская платформа", с предложением перенять все наши наработки. Может быть, они захотят объединить бюджеты и сделать один депутатский центр на фракцию, который не будет привязан к конкретному округу.
* * *
Вообще, напомню о том, что когда я шел в Городскую думу 5 лет назад, я говорил об одном: я прекрасно понимаю, что буду практически единственным независимым депутатом. Однако мне очень хотелось наработать какие-то практики, создать кейсы и истории, показывающие, как один депутат за счет информационной открытости и выстраивания обратной связи с избирателями может изменить экосистему взаимоотношений в городе. Другими словами, мне хотелось попытаться сделать власть вынужденно более подотчетной и подконтрольной, а жителей города — более информированными.
Из того же поста пятилетней давности:
... Далее, депутатов там 35, депутатская группа "Единая Россия" достаточно велика, то есть влиять на принятие решений опять же не получится. Так что, даже если меня выбрать депутатом, то дороги автоматически не станут гладкими, велосипедные дорожки тоже не появятся, и во дворах спортплощадок не будет, и точечная застройка не прекратится.
Зачем мне тогда это надо? Я понятия не имею, сколько денег платят депутатам за участие в работе ЕГД (и платят ли), знаю только, что эта работа не является освобожденной, и, следовательно не должна отнимать слишком много времени и вредить основной работе. Мне кажется, что пожертвовав небольшой толикой своего времени, я смогу решить на сегодняшний день только одну, но важную задачу — получить доступ к информации. Так или иначе, но утверждение городского бюджета, все прочее местное законодательство через Думу проходит, и у меня будет полный доступ к этой информации. Я смогу подробно освещать весь нормотворческий процесс в части наиболее критических его вопросов в блоге, и, тем самым, обеспечивать какую—то прозрачность работы органов местного самоуправления. Все-таки наш город славится высокой степенью демократичности, у нас работает большое количество сильных общественных организаций (таких, как КЗПА, например), и я мог бы привлекать их внимание (внимание специалистов) к тем или иным проблемам города, и транслировать обратную связь (опять же, от специалистов) в зал заседаний; конечно же, прибавляя к этому и свои мысли и свое видение по тем или иным вопросам. Мне кажется, сейчас — это максимум возможного: попытаться создать механизм реального участия больших групп людей (неравнодушных, социально активных, заинтересованных) в жизни города, в управлении городом. Если это получится — можно будет делать следующие шаги.
Без ложной скромности скажу, что, на мой взгляд, это депутатское обещание я выполнил на 100%. Самой важной частью своей деятельности я считаю не расследования, не антикоррупционные дела и не заявления в прокуратуру, а серию хороших информационных текстов и отчетов о том, как устроен бюджет, как работает городской общественный транспорт, Водоканал, Энергосбыт, как устроено распределение участков для строительства и подключение к сетям и т.д., и т.п. Обо всем этом я подробно писал в 2009—2010 годах — задолго до того, как это стало модным. Следствием этого стал тот факт, что на моих глазах стал формироваться определенный слой людей, которым действительно интересно про это читать, в этом разбираться и использовать эту информацию для своих общественных проектов.
Наверное, одно из самых важных достижений за эти 4,5 года депутатского срока — это проведение двух общегородских конференций в 2011 и 2012 годах. Нам удалось вывести обсуждение городских проблем на совершенно новый уровень, пригласив экспертов и собрав несколько сотен граждан, которые пришли послушать о том, как устроен и работает город.
Я действительно вижу, что сейчас в Екатеринбурге есть несколько сотен, а то и тысяч людей, которые осознанно тратят часть своего времени, а также интеллектуального и организационного ресурса на то, чтобы город стал лучше. Безусловно, эти люди занимаются тем, что им интересно, и я уверен, что и без моего участия Алексей Беззуб занимался бы дорогами, Олег Букин — памятниками, а Володя Злоказов — велодорожками и общественными пространствами. Все они сами сделали свой осознанный выбор в пользу общественной деятельности, но, во-первых, я всю дорогу старался им по мере сил помогать, а во-вторых, я думаю, что моя работа повлияла на то, чтобы таких людей стало существенно больше, чем могло бы быть без нее.
* * *
Теперь несколько слов о том, что сделать не получилось.
Конечно, мою каденцию нельзя назвать суперуспешной. Когда я шел в депутаты, я про себя думал так: безусловно, я иду на один срок и в следующий раз избираться не буду. Однако вполне возможно, что на мой пример посмотрят другие внятные молодые бизнесмены, которые поймут, что это наш город, и пойдут баллотироваться в депутаты.
Увы, этого не произошло.
Несмотря на то, что нынешняя Дума получилась более разношерстной — сейчас в ней 21 депутат—"единоросс" из 36, — все равно она остается подконтрольной городской администрации и новых ярких людей в ней существенно не прибавилось, хотя и стало больше, чем в предыдущем созыве.
В общем, мне своим примером не удалось зажечь представителей молодого среднего бизнеса отложить свои дела и пойти баллотироваться в Гордуму по одномандатным округам. Возможно, мой пример оказался недостаточно убедительным в том числе и потому, что они увидели, как меня засосала политическая деятельность. Действительно, мне не удалось остаться всего лишь городским депутатом. Что на это можно сказать? Сейчас сложилась совершенно другая политическая ситуация по сравнению с 2008 годом, и было очень наивно делать политические прогнозы из 2008 года в 2013. Но жалко, что никто не пошел по моим стопам.
* * *
Теперь, оглядываясь назад, я понимаю очень важную вещь: когда я решил баллотироваться в ЕГД, провел кампанию и выиграл выборы — все дальнейшие события были для меня вполне рационально объяснимы. С точки зрения моей жизненной позиции не могло получиться так, чтобы я не ввязался, скажем, в историю с площадью Труда, которая стала катализатором моего (уже давно назревавшего) увольнения из "СКБ Контур". Или, например, я не мог не ввязаться в организацию регионального отделения Парнаса, ведь тогда Парнас был последней попыткой силам оппозиции поучаствовать в думских выборах 2011 года. В этой ситуации понятно, что мое включение в систему взаимоотношений с федеральными оппозиционными политиками не могло не привести меня к знакомству с Алексеем Навальным. А это, в свою очередь, не могло не закончиться осознанием того, что он является единственным из всех российских политиков, который очень близок мне по подходу в плане готовности делать конкретные проекты, а не только лишь выступать с политическими заявлениями. И так далее, и так далее.
Так вот, если мой пятилетний политический путь от кандидата в депутаты по одномандатному округу №10 Кировского района Екатеринбурга до начальника предвыборного штаба Алексея Навального на выборах мэра Москвы со стороны кажется довольно странным и нетривиальным, то для меня ничего нелогичного в нем нет. Каждый последующий шаг на этом пути ясно вытекает из предыдущего. И я ничуть не жалею о том, что этот путь был пройден.
Забавно-то другое: самый первый шаг на этом пути — решение баллотироваться в депутаты — стал следствием серии невероятных совпадений. Совершенно случайно я узнал о том, что Дмитрий Витальевич Бугров, который был в 4-м созыве Городской думы депутатом по 10-му округу, практически единственный из действующих депутатов не собирается баллотироваться на следующий срок, и округ остается свободным. (Бугров на момент избрания депутатом был деканом исторического факультета, но в 2007 году он был избран ректором УрГУ, соответственно, времени на депутатскую деятельность у него уже не оставалось). Узнал я это потому, что в то время его помощником был Дима Лоевский, который был одним первых пяти френдов в моем ЖЖ, и однажды в шутку обмолвился о том, не хочу ли я стать депутатом. И ведь так совпало, что освобождался именно 10-й округ — округ, где я прожил всю жизнь, где у меня было больше всего родственников, друзей и знакомых, то есть именно его я мог достойно представлять в Гордуме, и именно в нем у меня были самые большие шансы на победу. Плюс мне очень повезло с тем, что Дима Лоевский все очень подробно рассказал мне и про выборы, и про депутатскую работу, и рассказал мне о том, что наш общий старый знакомый Максим Сусоев — мы познакомились в 2000 году, когда вместе принимали участие в первом потанинском конкурсе в УрГУ, и с тех пор 8 лет не виделись! — вроде как работает с какими-то крутыми специалистами по выборам. Максим и познакомил меня с Евгением Потаповым и Федором Крашенинниковым, которые взялись провести мою избирательную кампанию. Если бы не тот диалог с Димой, если бы не давнее наше знакомство с ним и с Максимом, если бы не работа Максима с Евгением и Федором — ничего бы не случилось.
И я все еще не очень понимаю, как так все удивительно сложилось, что 18 сентября 2008 года что-то кольнуло меня написать не раз цитированный выше пост, после которого уже обратного пути не было, и все сложилось так, как сложилось.
* * *
Все-таки мой депутатский срок был ненапрасным и что-то в городе поменялось.
Со стороны трудно понять, как это работает: ты вносишь некую мысль в повестку и долго о ней говоришь, а потом она постепенно вплетается в официальную повестку. Например, мы долго говорили о развитии общественного транспорта и об обособлении трамвайных путей. В какой-то момент об этом заговорила мэрия и начала делать шаги в этом направлении. Кто знает, почему так произошло — может быть, из-за общественного давления, а может быть нет. Однако совершенно точно, что это давление создает новую повестку и хоть немного, но влияет на ее формирование.
На самом деле очень сложно отследить то, как складывается некий консенсус: когда происходит понимание того, что, например, Екатеринбургу нужны велодорожки или в какой момент перестают сносить памятники архитектуры под покровом ночи. Никто в одиночку не может записать все эти изменения в свой актив, но есть стойкое ощущение, что если бы мы все вместе не занимались бы тем, чем мы занимались все 4,5 года моих депутатских полномочий, то многое в Екатеринбурге было бы иначе и существенно хуже.
Спасибо вам за поддержку в течение всего этого времени. Я очень рад, что мне удалось сдержать свое предвыборное обещание и не пойти баллотироваться на второй срок, но я надеюсь, что мой опыт обязательно кому-то пригодится. Очень хочется, чтобы те ростки гражданского общества, которые нам удалось вырастить в Екатеринбурге, со временем не зачахли, а принесли свои плоды.
! Орфография и стилистика автора сохранены